Борисоглебский монастырь - 2009. Воспоминание о старомосковском благолепии

© А.Макарова, А.Рощин 2009 текст
© А.Рощин, А.Макарова, А.Киселев 2009 фотографии

Как добраться

Борисоглебский монастырь (Борисо-Глебский монастырь на Устье; Борисоглеб) находится посереди поселка Борисоглебский - райцентра Ярославской области, километрах в шестнадцати по прямой от Ростова Великого, на реке со странным названием Устье. Автодорога Ростов - Углич проходит прямо через этот поселок, более того - непосредственно под северо-восточной башней монастыря, координаты приблизительно lat=57.2595, lon=39.1551 (WGS84). Рейсовые автобусы в Борисоглебский ходят с автостанции Ростова. Вход открыт то ли с 10 до 17, то ли просто с утра до вечера.

Фотоотчет

Нам не повезло с погодой – весь день 8 марта шел мокрый снег, настолько густой, что его видно на фотографиях. Сырой, пронизывающий холод пробирал до костей. Но сила впечатления от монастыря такова, что и окутанный промозглой мартовской метелью он оставляет в душе неизгладимый след соприкосновения с живой историей. Даже неискушенный в архитектурных и исторических деталях взгляд с почтительным восхищением разглядит в нем уникальный памятник древнерусского зодчества. Его башни и величественные стены царят над окружающей местностью, и их вид будит в воображении образы и события из давно минувших времен, словно бы из прошлых жизней, а на самом деле – из жизней наших предков.

Монастырь имеет двое ворот - северные, или Водяные, и южные. Те и другие - с внушительными надвратными церквями - Сретения и Сергия Радонежского. Южные открыты не всегда. К северным воротам от автостоянки у северо-восточной башни ведет проулок, обставленный магазинчиками.

a tower at northern gate

Одна из двух фланкирующих башен северных (Водяных) ворот. В конце XVII века монастырь утратил оборонное значение и башни, воздвигнутые как раз в это время, имеют нарядный и вполне светский облик.

church porch at northern gate

В таком виде дошла до нас паперть Сретенской надвратной церкви.

northen gate of Borisoglebskii monastery

Северные (Водяные) ворота Борисоглебского монастыря с надвратной церковью Сретения и фланкирующими башнями. Конец XVII-го века. Вид снаружи

church of The Meeting of The Lord

Сретенская надвратная церковь (1692). Вид с юга, с территории монастыря. Самая левая арка - выход на стену

В холодное время года все храмы монастыря закрыты для посетителей. Однако, купив билеты в каморке по правой стороне входа, любые желающие могут подняться на галерею северных ворот и, обойдя по ней Сретенскую церковь, - на боевой ход северной стены. Ход поднят на приличную высоту, перекрыт двускатной кровлей, имеет ширину метра два, и, как положено, снабжен бойницами верхнего боя и нависающими над стеной машикулями. Пройдя через площадку квадратной башни под деревянным шатром и по еще одному пряслу северной стены, выходим на площадку северо-восточной (Максимовской) башни на высоте порядка пятнадцати метров. Отсюда можно поглядеть через окошко вниз на автостоянку, а можно заняться рассмотрением изнутри устройства огромной деревянной шатровой кровли. Набравшиеся смелости могут и подняться на самый верх шатра - на дозорную площадку на высоте метров 35! Говорят, в сильный ветер массивная кровля раскачивается с амплитудой чуть ли не в метр, но нам этого удовольствия не досталось.

decorated doors

Кирпичное узорочье, обрамляющее входы в Сретенскую церковь с внутренней галереи

decorated doors inside the northeast tower

Подъем на северо-восточную башню по деревянным лестницам

view from the northeast tower to northern gate complex

Вид с башни на северные ворота и домики поселка Борисоглебский

view from the northeast tower to the church of Saint Boris and Gleb

Оттуда же - на центральную часть монастырской территории. Справа - Благовещенская церковь (1524-1526), самое заметное здание - собор Бориса и Глеба (1524), еще левее - небольшой еловый лес, над ним - главы церкви Сергия Радонежского (1680)

defensive wall

Участок западной стены монастыря

Стены Борисоглебского монастыря возводились с размахом - длина 1040 метров, высота 10-12, толщина до трех метров, три ряда бойниц, четырнадцать башен. Даже трудно оторвать от них взгляд – такой нерушимой мощью и величием минувших веков веет от этих неприступных, суровых сооружений. Глядя на эти стены, невольно печалишься, что не пришлось им грудью встретить и отразить каких-нибудь чужеземных захватчиков - построены они уже в конце XVII века, и даже не всю охваченную ими территорию удалось освоить. При их возведении была разобрана старая стена, тоже кирпичная, построенная во время Ивана Грозного по линии первоначальной деревянной, и охватывавшая только центральный холм.

inside the monastery

Посереди допетровских построек затесалось крыльцо в духе классицизма. Время и снегопад уравнивают всех...

church of the Annunciation

Благовещенская церковь - домовой храм настоятелей монастыря. Впервые освящена в 1526 году, но первоначальный вид в огромной степени изменен перестройкой 1696 года и позднейшими реконструкциями. С запада к церкви примыкает трапезная палата, а также одно из древнейших гражданских сооружений Борисоглебского монастыря – настоятельские покои

porch of the assembly hall

Крыльцо трапезной палаты (XVII век), вид сбоку. В его декорировании очень удачно, как всегда в этих краях, использованы полихромные (ценинные) изразцы. По богатству, красоте и пластичности орнамента это крыльцо стоит в ряду выдающихся памятников древнерусской архитектуры

porch of the assembly hall

То же крыльцо, вид спереди. Удивительно нарядное. Прямо какое-то сказочно-пряничное

church of The Meeting and ruins of monastic hostel

Вид на Сретенскую церковь через развалины братского корпуса (XVI в.) и настоятельские покои. Братский корпус первоначально был монастырской поварней, а затем его приспособили под кельи. Сейчас он представляет собой нагромождение стен с растущими внутри деревьями

northwest tower

Северо-западная (круглая) башня XVII века. Имеет в нижнем ярусе окна вместо бойниц. Вид с территории монастыря. Заметно, что здесь еще совсем недавно велись реставрационные работы

central square with the church of the Saint Boris and Gleb

Монастырская площадь. Слева видна Благовещенская церковь, а справа – главный храм монастыря - церковь Бориса и Глеба (1524) с Ильинским приделом (1810). За свою долгую жизнь храм претерпел многочисленные перестройки, и его теперешний облик имеет слабое сходство с первоначальным. Если бы не реставраторы - сходства не было бы вовсе

cell of Saint Irinarh the Recluse

Вот и келья преподобного Иринарха, прилепившаяся у подножия восточной стены. К ней от собора Бориса и Глеба круто вниз ведет липовая аллея

the monastery belfry

Звонница Борисоглебского монастыря (1682)

На южной стороне монастырской площади возвышается звонница (1682), в нижнем этаже которой находится небольшая церковь Иоанна Предтечи. Крыльцо её не уступает по декоративному убранству крыльцу трапезной палаты, и возводилось, очевидно, одновременно с ним, но позже, чем здание звонницы. Звонница легка и изящна, устремлена в небо, а крыльцо своей пышной тяжеловесной махиной как будто приковало ее к земле.

Правая половина арки в северной стене заложена в XVIII веке. В этом углу проходит шахта для механизма часов, существовавших тут в старину. Круглая ниша, в которой размещался циферблат, видна на западной стене. Часы системой тросов были соединены с колоколами. Их имелось десять, самый тяжелый весил 261 пуд - 4176 кг. Старые колокола были уничтожены в 1929 году, вместо них в 2000-е годы установлены новые.

church of Saint Sergii of Radonezh

Южная надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского (1680), вид с территории монастыря. Как и все поздние сооружения, Сергиевская церковь изыскана и пышно декорирована в противовес общему суровому облику Борисоглеба

view from a section of southern gate

Темный узкий проход под церковью (самая левая арка на предыдущем снимке) выводит в парк к югу от монастыря

southern gate

Южные ворота снаружи особенно нарядны. Здесь приложил руку Иона Сысоевич - строитель Ростовского кремля

southern gate

На южных воротах, кроме кирпичных узоров, сохранились древние росписи. Состояние их, обусловленное воздействием стихий, оставляет желать лучшего, но кое-где они были так защищены, что можно догадаться о сюжетах и персонах

tower at southern gate

Фланкирующая башня южных ворот. Такие широкие и радушно раскрытые ворота защищать было бы непросто

southern gate

Угол между южными воротами и вынесенной вперед фланкирующей башней. Отчетливо видны следы "неумолимого времени" и каждый кирпичик настойчиво просит если не реставрации, то хотя бы побелки…

История

Сведения о монастыре в неспециальной литературе скупы. Удивительно и то, что о нем даже не упоминается в путеводителях для православных паломников типа "Монастыри России" - пожалуй, столь же удивительно, как и сам факт существования такого величественного архитектурного ансамбля в таком малолюдном и никому сейчас не нужном месте. По большому счету, судьба монастыря сложилась достаточно печально. То есть во многом обычно, но, кажется, слишком уж обычно для такого необычного места.

Во времена Дмитрия Ивановича, будущего Донского, пришел в эти места из Новгорода и поселился здесь пустынножитель Федор. Позже к нему присоединился его брат Павел. Они построили себе келью над рекой Устье. В 1363 году при поддержке и с благословения Сергия Радонежского (кстати, родившегося в Варницах в 14 км отсюда) от Ростовского князя Константина Федору и Павлу было дано разрешение "в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити". Вскоре была срублена деревянная крепость, простоявшая полтора века, и основана обитель, подчиненная Троице-Сергиеву монастырю. По преданию, в ней принимал постриг монах Пересвет - герой Куликовской битвы, посланный на нее Сергием.

Монастырь сразу же приобрел значение московского форпоста на северо-восточном направлении, чему способствовало и его расположение – на возвышенности, защищенной с трех сторон рекой, в отличие, например, от Ростовского кремля, стоящего чуть ли не на болоте. Московские великие князья, а затем цари считали его своим "домашним" и жаловали монаршим вниманием, деньгами и наделами, а иногда и прибегали к его защите: дважды находил в монастыре приют Василий II (Темный), изгоняемый соперниками с великокняжеского престола. Здесь же Василий крестил своего сына – будущего Ивана III. При Василии III начинается активное каменное строительство - собор Бориса и Глеба (1524) и Благовещенская церковь (1524-1526). При его сыне Иване Грозном вместо деревянных стен построены первые каменные, охватывавшие малозаметный ныне холм в центральной части монастырской территории. В период опричнины Борисоглебский монастырь неизменно пользовался благосклонностью Ивана Грозного, выделявшего на помин умерших жен, убитого сына Ивана и казненных по государственной необходимости подданных громадные пожалования - не только деньгами, но и вотчинами. Также он подарил монастырю огромный колокол в 138 пудов, и сам иногда заезжал сюда на богомолье, как и последующие русские цари.

В Смутное Время в монастыре подвизался единственный за его историю святой - преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1548 - 1616, память 13 января и 23 мая). Его житие вполне своеобразно. Илья, будущий Иринарх, родился в селе Кондаково не очень далеко от Ростова и был крестьянином до 30 лет – пока не постригся в монахи в Борисоглебский монастырь. Он имел какое-то особенное намерение по части духовного подвижничества, и однажды, увидев в монастыре босого странника, отдал ему свои сапоги, а сам больше не надевал обуви и ходил в рубище вместо рясы. За такое "ханжество" игумен его невзлюбил и воспитывал самыми жесткими методами до тех пор, пока Иринарх не перешел в Аврамиев монастырь в Ростове. Там его уважали, но через несколько лет игумен в Борисоглебском сменился и Иринарх вернулся обратно.

С тех пор он стал жить затворником, шил одежду нищим и монахам. При этом приковал себя железной цепью к стулу и обвешал веригами. 142 медных креста висели на его теле, 18 оков на руках давили непрерывно, на шее он носил двадцатисаженную цепь. Спал Иринарх на полу по 2-3 часа и регулярно бил свое тело железной палкой. Так он прожил четверть века, из которых лишь в конце жизни его все почитали. Почтение он заслужил, однако, не ношением вериг - это совсем не было редкостью в то время, и по-видимому не всегда приводило к результатам духовного характера - Иринарх же обрел дар предвидения, а также исцеления больных и бесноватых.

Однажды ему было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Игумен отнесся к этому событию серьезно и повелел провидцу ехать в Москву и предупредить царя Василия Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Шуйскому предостережение это, однако, не помогло, как и проведенная им канонизация царевича Димитрия - он был свергнут с престола очередными заговорщиками-боярами, насильственно пострижен, а когда войска Речи Посполитой заняли Москву - отвезен в Польшу, где вскоре и умер в заточении. Пришли поляки и в Борисоглебский монастырь. Точных сведений нет, но создается впечатление, что они без особого труда его заняли. Сам Ян Сапега пожелал потолковать со старцем, после чего проникся к нему большим уважением. И даже велел своему войску не разорять монастырь - что было не в его духе, учитывая, как жестко он обошелся с Угличем. Так с Божьей помощью жизнь продолжалась, и через некоторое время Иринарху случилось уже благословлять гражданина Минина и князя Пожарского идти освобождать Москву. По одной версии он послал им напутствие, просфору и свой крест, по другой - Дмитрий Пожарский сам посетил старца.

Скончался Иринарх, когда с изгнанием интервентов и воцарением Михаила Романова Смута начала наконец утихать. Мощи его находятся в соборе Бориса и Глеба. А вериги и другие железные предметы, оказавшиеся способными исцелять болящих, сохранились до наших дней и почитаются как святыни. Широким кругам православной публики этот труженик отчаянных времен остается пока неизвестен. В Борисоглебском же ему недавно установили памятник, сработанный самим Церетели - надо думать, за вклад в становление российской государственности.

При первых Романовых Борисоглебский монастырь снова разбогател. Развернулось и новое строительство: высокие стены с четырнадцатью башнями, которые можно видеть поныне, звонница с церковью Иоанна Предтечи (1682), надвратные церкви - Сергия Радонежского (1680) и Сретенская (1692). Строительство администрировал Иона Сысоевич (1607-1690) - митрополит ростовский, видный церковный деятель, побывавший после удаления Никона местоблюстителем патриаршего престола, но затем отправленный в почетную ссылку обратно в Ростов. Здесь он проявил себя необычайно талантливым архитектором и построил новый ростовский кремль - один из красивейших в России, которому сей городок и обязан позицией туристического центра на "Золотом Кольце". Борисоглебские постройки удались ничуть не хуже - и по красоте форм, и по богатству кирпичного узорочья.

При Петре Первом, активно использовавшем богатства монастырей для финансирования своего геополитического проекта, Борисоглебский как будто не пострадал. К середине XVIII века в его владении было 24000 га пашни, 360 сёл (надо думать, не меньше десяти тысяч крестьян) и четыре подведомственных монастыря: Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Спасская пустынь и Никольский на Бою. Упадок начался с Екатерины II, своим указом о секуляризации церковных земель отобравшей у монастыря почти все владения, что полностью подорвало его экономическую мощь. Монастырская же слобода преобразовалась в уездный город Борисоглебск, тихо хиреющий вдали от крупных городов и торговых путей. В новой системе управления страной "домашний" монастырь был не нужен, с местными административными и торговыми функциями вполне справлялся Ростов, а собственной линии духовной жизни, способной породить плеяду подвижников и привлечь паломников, в Борисоглебе так и не возникло.

Строительство новых зданий в монастыре прекратилось, он начал мало-помалу ветшать. Лишь время от времени сооружения монастыря подвергались нелепым, по своему невежественному отношению к древней архитектуре, переделкам и перестройкам. Эклектическим обликом некоторых зданий, а также уничтожением ценных образцов архитектурных украшений и живописи монастырь обязан своим настоятелям, с которыми ему очевидно не повезло. Особенно "постарался" архимандрит Варлаам, перекроивший не один десяток древних церквей в Ростовских окрестностях.

В советское время монастырь был упразднен и подвергся разграблению, худшему чем даже в Смуту. Образование в 1924 году на его территории музея не спасло бесценные книги, иконы и церковную утварь от испепеляющего дыхания времени. Многое и многое бесследно пропало, а то, что чудом спаслось, сейчас рассеяно по музеям и архивам других городов и областей. В 1929 году со звонницы были сброшены колокола, а саму звонницу едва-едва спасло от подрыва вмешательство сектора науки Наркомпроса - колокольни почему-то часто вызывали у коммунистов обостренную классовую ненависть.

Сейчас Борисоглебский - поселок с населением 5600 человек. В монастыре в 1980-1990-х годах были проведены большие реставрационные работы, приведшие его постройки к облику конца XVII века. С декабря 1994 года возрожден Борисоглебский мужской монастырь. С территории было удалено реставрационное предприятие, и вновь начались перестройки. Так что - поторопитесь видеть.

Ссылки: